Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
Братья и сестры, ваш приход переживает трудное время. Мы молимся, чтобы по милости Божией, молитвами Пресвятой Богородицы, это трудное положение скоро переменилось к лучшему.
Но давайте посмотрим на тех, кто сейчас судит приход. Почему они не с нами? Что нас разделяет?
– Совершенно ничего, кроме предрассудков.
Они нападают на своих братьев и вредят своим душам. Но при этом они убеждены, что защищают церковную правду!
Какое явное заблуждение! Но в чем состоит их ошибка? Я хотел бы поговорить об этом, потому что не они только придерживаются такого взгляда, но многие.
– Ошибка в том, что понятие Церкви подменяется понятием юрисдикции. Согласно такому представлению, для того чтобы быть в истинной Церкви нужно принадлежать к какой-то единственной каноничной юрисдикции.
Так учат и Митр. Агафангел, и Архиеп. Тихон, и другие. По их мнению, те, кто не в их юрисдикции, находятся вне Церкви. Те, кто сейчас судят приход, очевидно, считают юрисдикцию Архиеп. Тихона такой единственно спасительной, и потому готовы на все ради него.
Но что такое юрисдикция? – Это административное устройство Церкви.
Таким образом, по такому представлению, церковная администрация принимается за источник благодатной жизни в Церкви и залог спасения в ней. Это глубокое заблуждение. Церковная администрация – не источник благодати, а лишь внешняя, организационная сторона церковной жизни.
Вспомним, например, в каком положении находилась Церковь во время гонений, в древности, в катакомбный период или во время гонений в России. Церковной администрации вообще тогда не существовало, она была уничтожена. А Церковь, напротив, не только не была уничтожена, а духовно процветала.
Церковь – это таинственное Тело Христово. Церковь объединяет не единство администрации, а единство исповедания веры и единство Евхаристии. Вера в какую-то единственно истинную юрисдикцию, которая почему-то непременно должна быть одна – это упорный предрассудок. И это одна из причин того, что у нас такое неустройство церковной жизни.
Кто-нибудь может спросить: разве Русская Церковь не должна быть едина? – Несомненно, должна. Поэтому между нами должно быть Евхаристическое общение. Церковь – одна. Нам нужно оставить застарелые предрассудки и положить конец беспричинной вражде, которая разрывает Церковь. Св. отцы уподобляют Церковь хитону Христову, который не имел швов, а весь был сверху исткан.
Что же касается административного единства Русской Церкви, то оно может образоваться только если, по воли Божией, для этого создадутся благоприятные условия: если станет возможно созвать Поместный Собор, избрать Патриарха и т.д. В настоящее время административного единства всей Русской Церкви быть никак не может, да оно и нежелательно в настоящий исторический момент.
Однако, отсутствие органов высшей церковной власти в Русской Церкви не дает права кому-либо претендовать на высшую власть в Церкви, как это делают, например, митр. Агафангел или Архиеп. Тихон. Такие претензии беспочвенны и противозаконны.
Церковь не разделяется оттого, что имеются отдельные синоды со своей отдельной администрацией. Те кто исповедуют одну с нами неповрежденную православную веру, – они наши братья и мы принадлежим к единой Церкви, хотя бы у нас были различные епископы.
Ничего не происходит случайно и без причины. Это тяжкое искушение попущено Богом для вашей духовной пользы. Господь обычно вразумляет человека через то самое, что он сам для себя избирает. Это справедливо и в отношении каждого человека, и в отношении целых человеческих обществ и даже народов.
Преп. Амвросий Оптинский говорил: «Как ни различны кресты, которые несет человек, но дерево, из которого оно сделано, произросло из его собственного сердца.»
Источник наших скорбей находится в нашем сердце.
Но и ключ к избавлению от этих бедствий также находится не где-нибудь еще, как в нашем сердце. Этот ключ – покаяние. Истинное покаяние проявляется в том, когда мы принимаем находящие скорби как должное наказание за грехи, и считаем это наказание спасительным врачевством.
Если мы переменим свое сердце по заповедям Евангельским, то и Господь переменит Свой суд о нас, и наше положение изменится к лучшему.
Пусть время Великого Поста будет для всех нас временем глубокого покаяния, духовного просветления и обновления.
Аминь.
………………………………………………………………………
In the name of the Father, and of the Son and of the Holy Spirit.
Brothers and sisters,
Currently, your parish is experiencing difficult times. We pray that through God’s mercy, by the prayers of the Mother of God, these difficult times will soon change for the better.
But let us now look at those who are suing the parish. Why are they not with us? What divides us?
Absolutely nothing except prejudice.
They are attacking their fellow-parishioners and inflicting great harm to their own souls. And with that, they are convinced that they are protecting the Church’s truth!
What palpable fallacy! But where does their mistake lie? I would like to talk about this, because not only are they clinging to this viewpoint, but there are many others.
The error lies in that the concept of the Church is replaced by the concept of jurisdiction. In conformity with this understanding, in order to be in a genuine Church, you have to belong to some sole canonical jurisdiction. And this is what Met. Agafangel and Archbp. Tikhon and others are teaching. In their opinion, those who are not in their jurisdiction, are outside the Church. Apparently, those who have launched a court case against the parish regard Archbp. Tikhon’s jurisdiction so singularly salvific that they are willing to take any steps in his name.
In reality, what is jurisdiction? It’s an administrative organization of the Church.
Thus, by this understanding, the Church administration is accepted as the fount of grace-filled life in Church and a pledge of salvation in Her.
This is profound delusion. The church administration is not the fount of grace but just an outward, organisational side of church life.
As an example, let us remind ourselves in what situation the Church found Herself during persecutions – in ancient times: during the catacomb period or the times of persecution in Russia. At that time, the Church administration was non-existent, because it was annihilated, while quite the opposite, the Church was not only not destroyed, but flourished spiritually.
The Church is the mysterious Body of Christ. The Church does not represent the unity of administration, but the unity of confession of faith, and the unity of the Eucharist. Belief in some sole true jurisdiction, which without fail must be one– is a stubborn prejudice. And it is one of the reasons why we have this disorder in our church life.
One might ask: shouldn’t the Russian Church be as one? Undoubtedly, it should be. That’s why between us there should be a Eucharistic communion. The Church is undivided. We should leave old prejudices and put an end to the enmity without reason, which is tearing the Church apart. The Holy Fathers liken the Church to Christ’s chiton, which had no seams but was woven from the top throughout.
With regard to the administrative unity of the Russian Church; this can only be realised – through God’s will, if there are favourable conditions: if it’s possible to convene the Local Council, elect a Patriarch etc… At the present time, administrative unity of the entire Russian Church is in no way possible, and it’s even undesirable at this current historical moment.
At the same time, the absence of the supreme Church authority in the Russian Church does not entitle anyone to claim the highest authority in the Church, as is done, for example, by Met. Agafangel or Archbishop Tikhon. Such claims are groundless and uncanonical.
The Church is not divided because there are separate Synods with separate administrations. Those who confess with us the same undamaged Orthodox Faith, are our brothers and sisters, and we belong to the one Church, even though we may have different Bishops.
Nothing happens by chance or without a reason. This heavy temptation has been allowed by God for your spiritual benefit. The Lord usually teaches a person through the very thing that he chooses for himself. This is true not only for every human being, but in relation to societies and even nations.
Holy Elder Ambrose of Optina, used to say: “However diverse is the cross that one carries, but the tree from which it was made, grew from his own heart.”
The source of our sorrows is found in our hearts.
But the key to our deliverance from these tribulations is also found nowhere but in our hearts. This key is repentance. Genuine repentance manifests when we accept existing sorrows as needed punishment for our sins, and regard this punishment as salvific remedy.
If we change our hearts according to the Gospel’s commandments, then the Lord will change His judgment in regard to us, and our situation will change for the better.
Let this period of Great Lent be for all of us a time of profound repentance, spiritual enlightenment and renewal.
Amen.