Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
Братья и сестры,
сегодня, перед всенощной мы совершили последнюю панихиду по Брату Иосифу. Мы в последний раз помолились о нем, о упокоении его души. Церковь молится о прощении грехов всякого усопшего, как бы он ни был праведен, ибо нет человека, кто бы не согрешил. Но когда по суду Церкви праведник признается святым, тогда уже прекращаются молитвы о нем, и Церковь начинает молиться ему, прося его заступничества перед престолом Божиим и восхваляя его подвиги. Это и есть прославление нового святого.
Святость – это дар благодати Божией. Как бы кто ни трудился, что бы ни делал, он не может сам по себе достичь святости. Путь к святости – это тайна. Идя каким путем Брат Иосиф угодил Богу? Мы можем только гадать об этом на основании того, что он сам приоткрыл о своем внутреннем мире.
Бр. Иосиф относился к Мироточивой Иконе не как к неодушевленному предмету, а как к Самой Божией Матери. Когда мы находимся в присутствии какого-либо известного, почетного лица, мы не позволяем себе распускаться, мы стараемся быть внимательными. А Бр. Иосиф в течение долгих 15 лет и днем и ночью находился в присутствии Самой Божией Матери, в постоянном страхе чем-либо оскорбить Ее своими мыслями или действиями, в постоянном благоговении, молитве, сохраняя постоянную духовную бдительность, боясь допустить даже малейший недобрый помысл. Он не дерзал даже с любопытством смотреть на икону. Такая напряженная, внимательная жизнь в страхе Божием как огнем очистила его сердце от страстей, выжгла из него все греховное.
Другим его духовным деланием была искренняя, нелицемерная любовь. Брат Иосиф сам говорит об этом так: «Я много молился и только об одном просил Бога, чтобы Он оставил мне мое прежнее сердце, чтобы я был искренен с людьми. Чтобы если я кого-то встречаю, обнимаю или подаю руку, чтобы это было от всей души и всего сердца, а не какой-то спектакль».
Чем выше духовное служение, возложенное на человека, тем более тяжкие попускаются ему искушения. Можно только гадать, какие страшные внутренние и внешние нападения пришлось перенести Бр. Иосифу от врагов видимых и невидимых.
Бог не дает благодатных даров тем, кто склонен к самомнению, чтобы они не возгордились и не погибли. Брат Иосиф сподобился стать Божиим избранником, избранником Божией Матери. Благодаря своему глубокому смирению он оказался способен нести это великое служение. Он считал себя лишь недостойным, грешным орудием в руках Божиих.
Таким образом, в основу его духовной жизни были положены Страх Божий, Любовь и Смирение. Эти три делания произвели то, что он в течение 15 лет прошел путь от благочестивого молодого человека до святости и мученичества. Эти 15 лет непрестанного, напряженного подвига были для него восхождением на его Голгофу.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — сказал Господь апостолам на Тайной вечери (Иоан. 15:13). Мученики, умирая за Христа, показывают к Нему наивысшую степень любви. Мученичество – это великое, не сравнимое ни с чем дело. Мученики испили чашу Христову и крестились Его крещением (Мф. 20:22). Мученичество — это крещение кровью. Оно не только очищает все грехи, но и освящает, исполняет благодати Св. Духа. Мученичество — это таинство. Как может грешный человек в один миг стать не просто праведным, но святым, т. е., сосудом благодати Божией и источником благодати для других? Мы не можем этого понять.
Мы сейчас впервые пропели величание св. Мученику Иосифу, прославили его подвиг, исповедали, что мы чтим его честные страдания, которые он претерпел за Христа и за нашу Церковь. Но перед тем, как в первый раз обратиться к нему как к святому, перед тем, как пропеть ему величание, мы совершили земной поклон перед иконой св. Мученика. Мы совершили земной поклон, испрашивая у него прощения за все наши неправды перед ним. За те неправды, которые он перетерпел от нас как при жизни, так и по смерти. Но, каясь перед ним за все, мы в то же время обращаемся к нему в доброй надежде, что он не вспомнит наших неправд и будет ходатайствовать пред Богом за нашу Церковь и за каждого из нас. Ведь при жизни Брат Иосиф никому никогда не отказывал и молился перед чудотворной Иконой за всех, кто его просил об этом, тем более сейчас он молится о всех нас уже не перед Иконой Богоматери, а пред Самой Царицей Небесной.
Его все называли Братом Иосифом. Для всей нашей Церкви он был «Брат Иосиф». И он действительно относился к каждому человеку, как к брату, желая ему помочь. Но если мученик Иосиф был нашим братом, то и мы ему приходимся братьями. И сейчас, стоя перед его иконой, мы испытываем такие же чувства, как и братья другого Иосифа, о котором мы читаем в Библии. Братья продали Иосифа в рабство в Египет, чтобы избавиться от него. Но Бог сделал его вельможей фараона и повелителем Египта. И спустя много лет случилось так, что Иосиф стал для своих братьев покровителем и спасителем от голодной смерти, и он не помянул того зла, которое они сделали ему.
Так и мы сейчас оказались в жалком положении, в нужде, в опасности, от нашей Церкви ничего почти не осталось. А св. мученик Иосиф в небесной славе с дерзновением предстоит перед Царицей Небесной и молится о нас.
Мы видим сейчас в мире полное торжество зла в различных формах и проявлениях. Но прославление нового святого – это доказательство, что торжество зла лишь кажущееся. Смерть мученика – это не поражение, а победа. Мученики венчаются как победители диавола, они победили его силой Креста Христова. Поэтому прославление нового святого – это великое торжество, триумф.
У нас есть великий сонм заступников – это Новомученики и Исповедники российские, к которым принадлежит и Бр. Иосиф, последний из Новомучеников. Будем обращаться к нему, прося его молитв о нашей Церкви и о наших нуждах. Аминь.