Гнев — уродство души / Anger is a deformity of the soul

Гнев — уродство души / Anger is a deformity of the soul

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры!

После праздника Пятидесятницы, мы начинаем читать в церкви Евангелие от Матфея, начиная с Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа.

Нагорная проповедь выражает самую суть учения Христова. Нагорная проповедь начинается с Заповедей Блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…» и другие заповеди блаженства (Матф. 5).

Христос таинственно пребывает в Своих заповедях. Он говорит Своим ученикам: «Если Вы любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). И затем Он говорит: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга» (Иоан. 15:12).

Заповедь о любви к Богу и ближнему включает в себя все прочие заповеди и все учение Христа. Но не нужно думать, что это легко – исполнить заповедь о любви. Напротив, это очень трудно, потому что для этого необходимо отвергнуть самолюбие. Если любовь включает в себя все прочие добродетели, так напротив, самолюбие есть источник всех страстей. 

Господь Иисус Христос говорит, что Он пришел не для того, чтобы разрушить Закон Моисеев, т. е. Ветхий Завет, но исполнить его. Он перечисляет заповеди древнего Закона и дополняет их Своим собственным учением. Десять заповедей Ветхого Завета говорят в основном о внешних действиях человека, тогда как новое учение Христово касается внутреннего состояния сердца. Оно направлено на то, чтобы очистить сердце человека от страстей.

Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» (Матфея 5:21-22).

Этими словами Господь полностью запрещает гневаться или раздражаться на кого-либо. Но не нужно забывать, что учение Евангелия изображает высшую степень нравственного совершенства, от которой мы бесконечно далеки. Св. Отцы-подвижники, исходя из своего личного опыта, показывают нам в своих писаниях путь к достижению этой цели – очищения сердца евангельскими заповедями.

Остановимся на заповеди Христовой, запрещающей гнев. Вот как учит об этом преп. Иоанн Кассиан Римлянин:

Ссоры в основном происходят из-за маловажных причин. Бывает, что несогласие возникает из-за каких-либо вещей, принадлежащих нам. Также различные мнения по какому-либо вопросу могут вызвать спор и разрушить мир. Кроме того, неосторожное слово, сказанное нашим ближним, может показаться оскорбительным и обидеть нас.

Для того, чтобы сохранять прочный мир с нашими ближними, мы должны соблюдать следующие правила:

во-первых, постараемся не привязываться к вещам и имуществу и не ценить их слишком высоко. Будем всегда ставить человека, нашего ближнего, выше, чем материальные блага. Тогда, если кто-то возьмет что-либо из нашего имущества, или испортит нашу вещь, это не будет слишком сильно нас трогать и не вызовет гнев.

Чтобы избежать споров, мы не должны доверять своему собственному мнению. У нас есть такая черта, что нам всегда кажется, что решение, которое пришло в нашу голову, и есть наилучшее. Но это не всегда так на деле. Мы должны выработать привычку не доверять себе, чтобы для нас было предпочтительнее скорее последовать советам других, а не, наоборот, навязывать свое мнение другим.

Нужно утвердиться в таком понятии, что мир и любовь являются наивысшими ценностями, которые нужно сохранить во что бы то ни стало. Поэтому, если даже наше мнение справедливо, но мы чувствуем, что если мы будем настаивать на своем мнении, это может привести к спорам, то лучше уступить. Было бы неразумно потерять большее благо ради достижения меньшего. Понятно, что такой образ действий возможен, только если речь не идет о вопросах веры или нравственности, а о чем-либо житейском.

Господь запрещает нам гневаться по любой причине, в какой бы то ни было ситуации. Даже малейшее чувство раздражения в сердце – это уже духовное падение. Гнев — это недуг и уродство души, и мы должны всегда стараться подавлять его, не давая ему выплеснуться наружу.

Нетрудно заметить, что эти наставления св. Кассиана направлены против двух главных страстей, которые и являются первоисточником гнева в нашей душе: гордости и пристрастию к имуществу.

Будем всегда стараться побеждать в себе раздражительность, чтобы не допускать ссор и разногласий в нашей семье, в церкви и обществе. Аминь.


In the name of the Father, and of the Son, and of the Holy Spirit.

Brothers and sisters,

After the feast of Pentecost, we begin to read the Gospel of Matthew in church, starting from the Sermon on the Mount of our Lord Jesus Christ.

The Sermon on the Mount expresses the very essence of Christ’s teaching. The Sermon on the Mount begins with the Beatitudes: “Blessed are the poor in spirit, for theirs is the kingdom of heaven. Blessed are those who mourn, for they shall be comforted. Blessed are the meek, for they shall inherit the earth…” and other Beatitudes (Math. 5).

Christ mysteriously abides in His commandments. He says to His disciples, “If you love me, keep my commandments” (John 14:15). And then He says, “This is my commandment, that you love one another” (John 15:12).

The commandment of love for God and neighbour includes all the other commandments and all the teachings of Christ. But do not think that it is easy to fulfill the commandment of love. On the contrary, it is very difficult, because for this it is necessary to reject self-love. Just as love includes all other virtues, so self-love is the source of all passions. 

The Lord Jesus Christ says that He did not come to destroy the Law of Moses, i.e., the Old Testament, but to fulfill it. He enumerates the commandments of the ancient Law and supplements them with His own teaching. The Ten Commandments of the Old Testament speak mainly about the external actions of man, while the new teaching of Christ concerns the inner state of the heart. It is aimed at cleansing the heart of passions.

The Lord says, “You have heard that it was said to those of old, ‘You shall not murder; and whoever murders will be liable to judgment.’ But I say to you that everyone who is angry with his brother will be liable to judgment…” (Matthew 5:21-22).

With these words, the Lord completely forbids being angry or irritated with anyone. But we must not forget that the teaching of the Gospel depicts the summit of moral perfection, from which we are infinitely far away. Holy ascetic fathers, based on their personal experience, show us in their writings the way to achieve this goal – the purification of the heart by the Gospel commandments.

Let us dwell on the commandment of Christ, which prohibits anger. Here’s how St John Cassian of Rome teaches about it:

Quarrels mostly occur because of trivial reasons. Sometimes disagreements arise because of things that belong to us. Also, different opinions on any issue can cause controversy and destroy peace between us. It may happen also that a word said unthinkingly to our neighbour may appear offensive to him and hurt him.

In order to maintain durable peace with our neighbours, we must observe the following rules:

First, let us try not to become attached to things and possessions and not to value them too highly. Let us always value our neighbour above any material possessions. Then, if someone takes something from our belongings, or damages our thing, it will not touch us too much and will not cause anger.

Then, in order to avoid disputes, we should not trust our own opinion. We all have such a weakness that it always seems to us that the idea that has come to our mind is the best. But this is not always the case. We must develop the habit of not trusting ourselves, so that following the advice of others would become more desirable for us than to impose our own opinion on others.

Let us establish a conviction in our mind that peace and mutual love are the highest values, which must be preserved at all costs. Therefore, even if our opinion is true, but we realise that insisting on it can lead to disputes, then it is more profitable to give in. It would be unwise to lose a greater good in order to achieve a lesser one. It goes without saying that such a course of action is possible only if it does not concern the principles of faith or morality, but something pertaining to everyday life.

The Lord forbids us to be angry for any reason, in any situation. Even the slightest feeling of irritation in the heart is already a spiritual fall. Anger is a disease and ugliness of the soul, and we must always struggle to suppress it, not letting it spill out.

We can see that these instructions of St. Cassian are directed against the two main passions, which are the primary source of anger in our heart, i.e. pride and acquisitiveness.

Let us always try to overcome irritability in order to prevent quarrels and arguments in our family, in the church and in society.

Amen.

Гнев — уродство души / Anger is a deformity of the soul