Правило веры и образ кротости / A rule of faith, a model of meekness

Правило веры и образ кротости / A rule of faith, a model of meekness

Во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина.

Так мы поем в тропаре святителю Николаю.

Т.е. ты, святитель, явился для тоего стада правилом веры, образцом кротости и учителем воздержания.

«Правило веры». В греческом тексте здесь стоит слово «канон», первоначальное значение которого «инструмент, в виде прямой палки, которую используют каменщики при постройке, чтобы стена шла ровно, прямо».

Святитель называется «правилом веры» для своей паствы, потому что каждый выверяет, сверяет с ним свое исповедание веры. Как святитель верует, какие догматы он исповедует, так же и паства его верует. В истории Церкви так обычно и было. Например, на 4-м Вселенском соборе, таким «правилом веры» был св. Кирилл Александрийский. Отцы собора восклицали – «мы веруем так, как Кирилл!» Т.е. они сверяли свое исповедание с изложением веры, выраженном в его писаниях.

Этот тропарь поется не только св. Николаю, но и другим святителям, например св. Амвросию Медиоланскому. Он взят и в общую минею, потому что сказанное в нем относится и ко всем святым епископам.

Вообще, каждый епископ должен быть для своей паствы таким правилом веры. Не всем дано понимать тонкости догматов, да этого и не требуется от каждого. Вера епископа – это вера его церкви.  Каждый имеет общение с Церковью через своего епископа. Если епископ разделяет еретические учения, то вся его церковь заражается этой ересью, Хотя бы мирянин или священник не соглашались сами  с этой ересью, но если они остаются в общении с этим епископом-еретиком, то они и сами участвуют в ереси.

Потому так важно принадлежать к епископу, который исповедует чистое, неповрежденное православие. Глубоко заблуждаются те, кто принадлежат к церкви, где повреждено учение веры, как например, МП, и не заботятся об этом.   

Обратите внимание, как точно говорится в тропаре: святой называется «образом» (т.е. образцом) кротости и  «учителем» воздержания. Здесь выбор слов не случайный: не сказано, что он был «учителем» кротости, но «образцом» кротости. Почему?

Потому что кротости нужно учить не словом, а примером. Какая польза, если священник станет проповедовать о том, что нужно быть кротким, а сам он легко приходит в раздражение и выходит из себя от гнева? Такое учение не принесет никому пользы, потому что ему можно будет сказать: «врачу, исцелися сам».

Напротив, когда мы видим, что кто-либо, будучи оскорбляем, остается мирным и не раздражается, это нас поражает и оставляет глубокое, незабываемое впечатление.

Кротость – это такое мирное состояние сердца, которое чуждо раздражительности. Кротость происходит от смирения и покаяния. Напротив, источник раздражительности – гордость, высокое мнение о себе и уничижение ближних.

Св. Серафим Саровский говорил своему ученику: «брате, стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».   

«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина».

Тропарь сначала говорит о православных догматах, а затем о жизни по заповедям. По святоотеческому сравнению, вера и благочестивая жизнь – это как два крыла у птицы. Птица не может летать с одним крылом, так и православия не достаточно для спасения, если оно не соединено с жизнью по Евангелию. И чистой жизни не достаточно для спасения, если нет православного исповедания.

Аминь
 


In the name of the Father and of the Son and of the Holy Spirit.

“In truth you were revealed to your flock as a rule of faith, a model of meekness and a teacher of abstinence”.

So we sing in the troparion to St. Nicholas.

“A rule of faith”. In the Greek text, there is the word “canon”, the original meaning of which is “an instrument in the form of a straight stick, which is used by bricklayers during construction, so that the wall goes straight.”

The saint is called the “rule of faith” for his flock, since everyone verifies, checks one’s confession against him. As the saint believes, what dogmas he professes, the same dogmas his flock also believe. This has usually been the case in the history of the Church. For example, at the 4th Ecumenical Council St. Cyril of Alexandria was such a “rule of faith”. The fathers of the Council exclaimed – “We believe as Cyril!” I.e. they aligned their confession with the confession of faith explained in his writings.

This troparion is sung not only for St. Nicholas, but also to other hierarchs, such as St. Ambrose of Mediolanum. It is also included in the general Menaion, because what is said in this troparion applies to other holy bishops as well.

In general, every bishop should be such a rule of faith for his flock. Among people not everyone can understand the subtleties of dogmas, and this is not required of everyone. The faith of a bishop is the faith of his church. Everyone is united with the Church through their bishop. If a bishop shares heretical teachings, then his entire church becomes infected with this heresy. Even if laymen or priests do not agree with this heresy, but if they remain in communion with this heretical bishop, then they themselves participate in his heresy.

That’s why it is so important to belong to a bishop who professes the pure, intact Orthodoxy. Deeply mistaken are those who belong to a church where the teaching of the faith has been damaged, such as the MP.

Note how accurate is the choice of words in this troparion: the saint is called “a model of meekness and a teacher of abstinence”.

Here the choice of words is not accidental: it is not said that he was a teacher of meekness, but a model of meekness. Why?

Because meekness must be taught not by word, but by example. What is the use if a priest preaches about the need to be meek, and he himself easily becomes irritated and loses his temper? Such a teaching will not benefit anyone, because it will be possible to tell him: “Physician, heal yourself.”

On the contrary, when we see that someone, being insulted, remains peaceful and not irritated, it stuns us and leaves a deep, unforgettable impression.

Meekness is such a peaceful state of the heart that is foreign to irritability. Meekness is born in the heart from humility and repentance. On the contrary, the source of irritability is pride, a high opinion of oneself and a habit to look down on others.

St. Seraphim of Sarov said to his disciple: “Brother, acquire a peaceful spirit, and thousands around you will be saved”.

“In truth you were revealed to your flock as a rule of faith, a model of meekness and a teacher of abstinence”.

The troparion first speaks about Orthodox dogmas, and then about life according to the commandments. The Holy Fathers say that the Orthodox faith and a pious life are like two wings of a bird. A bird cannot fly with one wing. Likewise, Orthodoxy is not sufficient for salvation if it is not joint with life according to the Gospel. Vice versa, a pure life is not enough for salvation if there is no Orthodox faith.

Amen

Правило веры и образ кротости / A rule of faith, a model of meekness