Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
Мы не раз слышали слова: «Наша Церковь будет маленькая, но чистая как кристалл». Эту фразу, сказанную о Зарубежной Церкви, приписывают Свят. Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому.
После того, как большая часть Зарубежной Церкви объединилась с МП, а противники объединения разделились на отдельные церковные группы, стало обычно в этих юрисдикциях прилагать к себе предсказание свят. Иоанна. Однако, то, что мы представляем из себя малые группы, еще не дает нам основания для этого. Не станем относить к себе самим эти пророческие слова, но лучше поразмыслим о их значении.
Как нужно понимать то, что Церковь будет «чистой как кристалл»? Церковь, по определению, которое дает ей Символ Веры, свята. Как же может она не быть чистой? Что может осквернять Церковь? Грехи человеческие? Но люди всегда грешны. Господь Иисус Христос пришел на землю ради спасения грешников. Церковь не оскверняется человеческими грехами, но, напротив, сама освящает приходящих к ней с покаянием, и очищает их грехи.
Грешники отпадают от Церкви, когда падают в смертные грехи, но снова соединяются с ней через покаяние и исповедь. Потому священник и произносит такие слова в разрешительной молитве: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем…». Церковь – свята, и делает святыми кающихся грешников.
Что же, в таком случае, может осквернять Церковь?
Истинная Церковь Христова существует в мире, но она чужда ему. Господь Иисус Христос в молитве Богу Отцу так сказал о Своих учениках: «Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан. 17, 14). Неотмирность это наиболее существенная характеристика истинной Церкви.
Церковь оскверняется, когда в нее вносится дух мира, когда люди, зараженные духом мира, приносят в Церковь свои понятия.
Нравственная ценность наших действий определяется их намерениями. Дух мира проявляется в Церкви, если в основу деятельности положены какие-либо мирские интересы, а не заповеди Божии и желание угодить Ему.
Дух мира в Церкви проявляется в политике, в стремлении к власти и обогащению. Дух мира, укоренившись в Церкви, удерживает только внешние формы церковной жизни, но уничтожает ее внутреннее духовное содержание, – то ради чего Сын Божий сошел на землю. Обмирщенная Церковь становится подобной мирской организации, становится «солью обуявшей», т. е. потерявшей свой вкус и качества.
Из истории Церкви мы видим, что Господь всегда попускал Свой Церкви различные испытания. После более или менее длительного спокойного периода наступало гонение от неверных или еретиков. Господь попускал эти бедствия для того, чтобы Церковь очистилась от скверны мира сего. Такое очистительное искушение было попущено и Русской Церкви сто лет назад. По свидетельству Евангелия, величайшее искушение будет попущено Церкви в последний период мировой истории перед Вторым Пришествием.
Подобно тому, как сильная буря освежает атмосферу, очистительное искушение обновляет Церковь. Оно выводит наружу «сердечные намерения» каждого, оно отделяет истинно боголюбивых от любящих мир. Церковь становится чистой как кристалл, когда она очищается от духа мира сего. Одновременно, она становится меньше, потому что ищущие мирских выгод оставляют ее.
Церковь в настоящее время, как никогда прежде, нуждается в очищении, и оно, несомненно, придет в установленное Богом время. Современная церковная жизнь в крайней степени запятнана скверной мира сего, что проявляется в политике, лицемерии, мирских занятиях и интересах. Причём это относится не только к так называемому «Мировому Православию», но также и к называющим себя Истинно-Православными.
Церковь станет чистой как кристалл, когда Господь очистит ее, как и в прежние времена, через очистительное искушение.
Св. Феофан Затворник пророчествовал о состоянии Церкви во времена перед пришествием антихриста:
«Будут (в то время) и содержащие истинную веру, как она предана святыми апостолами…, но и из этих не малая часть будет только по имени православными, в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, ибо возлюбят нынешний век… Имя христианское хоть и будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же полное отступление. (Св. Феофан. «Отступление в последние дни мира»).
Здесь Святитель Феофан обозначил источник этого внутреннего отступления: «любовь к нынешнему веку», т. е. к земной жизни.
Характер современного общества вполне соответствует этому описанию св. Феофана. Современное общество ориентировано исключительно на земное и отвергает даже мысль о будущей вечной жизни. По пророчеству св. Феофана, в конце времен такая погруженность в вещественное будет господствовать и в Церкви, и оттого в Церкви останется только внешняя сторона церковной жизни, а внутреннее духовное содержание потеряется. Как сказал о. Серафим Роуз, «все внешнее может быть обращено в подделку». Внешнее становится подделкой, если за ним не имеется внутреннего содержания.
Отступление, о котором говорит Свят. Феофан, — это тайное неверие, скрывающееся в сердце. Оно является наружу, когда изменяются внешние обстоятельства. Так было, например, в России, после революции, когда многие священники отказались от своего служения и стали мирскими людьми, а в некоторых случаях даже безбожниками.
Христианин, живя в этом мире, устремлениями своего сердца должен жить на небесах, в нашем истинном отечестве. Если он прилепляется сердцем к земным вещам, то становится «врагом креста Христова», по слову св. Павла (Филип. 3:18). Так же и св. Апостол Иаков в своем соборном послании говорит: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иаков 4,4).
Будем всегда помнить слова Апостола: «Наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Филип. 3,20).
Аминь.
In the name of the Father, and of the Son, and of the Holy Spirit.
We have heard more than once the words: “Our Church will be small, but pure as a crystal.” This phrase in regard to the Russian Church Abroad is attributed to St John of Shanghai and San Francisco.
After most of the ROCA united with the MP, and the opponents of unification were divided into separate church groups, it became customary in these jurisdictions to apply this prophecy of St John to themselves. However, the fact that we are small groups does not yet give us the basis for this. Let us not apply to ourselves these prophetic words, but rather reflect on their meaning.
How to understand these words that the Church will be “pure as a crystal”? The Church, as defined in the Creed, is holy. How can she not be pure? What can defile the Church? Human sins? But humans are always sinful. Our Lord Jesus Christ came to earth to save sinners. The Church does not become defiled by human sins, but, on the contrary, she herself sanctifies those who come to her with repentance, and cleanses their sins.
Sinners, falling into mortal sins, fall away from the Church, but are reunited with her through repentance and confession. This is why the priest pronounces these words in the prayer of absolution: “Reconcile and unite him with Thy holy Church in Jesus Christ our Lord …”. The Church is holy, and sanctifies penitent sinners.
What, then, can defile the Church?
The true Church of Christ exists in the world, but she is foreign to it. The Lord Jesus Christ, in prayer to God the Father, said of His disciples: “The world hated them, because they are not of the world, just as I am not of the world” (John 17:14). Unworldliness is the most essential characteristic of the true Church.
The Church is defiled when the worldly spirit is brought into her, when people infected with the worldly spirit bring their views to the Church.
The moral value of our actions is determined by their intentions. The worldly spirit is manifested in the Church if the activity is based on any worldly interests, and not on the commandments of God and the desire to please Him.
The worldly spirit in the Church is manifested in politics, in the desire for power and wealth. The worldly spirit, if rooted in the Church, retains only the external forms of church life, but destroys its inner spiritual content, for the sake of which the Son of God came down to earth. The church where the worldly spirit prevails becomes like a secular organization, becomes “salt that lost its savour.”
From the history of the Church we see that the Lord has always sent His Church various trials. After a more or less long period of peace, persecution by pagans or heretics broke out. The Lord allowed these misfortunes to come in order that the Church might be cleansed of the filth of this world. Such a purifying trial was sent to the Russian Church a hundred years ago. The Gospel testifies, that the greatest trial will come in the last period of world history before the Second Coming of Christ.
Just as a mighty storm freshens the atmosphere, the purifying temptation renews the Church. It reveals the “intentions of the heart” of everyone and separates those who in truth love God from the worldly. The Church may become as pure as a crystal when she is cleansed of the worldly spirit. At the same time, she becomes small because those who seek worldly benefits leave her.
The Church now needs cleansing more than ever before, and it will surely come at the time known to God. Contemporary church life is tainted to the extreme with the filth of this world, which is manifested in politics, hypocrisy, worldly pursuits, and interests. And this applies not only to the so-called “World Orthodoxy”, but also to those who call themselves True Orthodox.
The Church will become as pure as a crystal when the Lord cleanses her, as He did in the times past, through the purifying trial.
St. Theophan the Recluse prophesied about the Church in the days preceding the coming of the Antichrist:
“There will also be those who will contain the true faith, as it was transmitted by the holy apostles … but many of them will be Orthodox in name only, because they will not have in their hearts the disposition required by faith, for they will love the present age … Although the Christian name will be heard everywhere, and churches and church offices will be seen everywhere, but all this is only an appearance, and inside there is a complete apostasy. (St. Theophan “Apostasy in the Last Days of the World”).
Here St. Theophan identified the source of this inner apostasy: “love for the present age,” i.e., for earthly life.
The character of modern society is quite consistent with this description of St. Theophan. Modern society is focused exclusively on earthly things and rejects even the idea of a future eternal life. According to the prophecy of St. Theophan, at the end of time such immersion in the material will prevail even in the Church, and therefore only the external side of church life will flourish, while the inner spiritual content will be lost. In the words of Fr. Seraphim Rose, “everything external can be turned into a counterfeit.” The external turns into a counterfeit if there is no internal content behind it.
The inner apostasy, of which St Theophan spoke, isa secret unbelief hidden in the heart. It comes out when external circumstances change. This was the case, for example, in Russia after the revolution, when many priests abandoned their ministry and became laymen, and in some cases even atheists.
A Christian living in this world, with the aspirations of his heart must live in heaven, in our true homeland. If he clings to earthly things with his heart, he becomes “an enemy of the cross of Christ,” in the words of St. Paul (Philip. 3:18). St James speaks in the same way in his Catholic Epistle: “Whoever wants to be a friend of the world makes himself an enemy of God” (Jacob 4:4).
Let us always remember the words of the Apostle: “ For our citizenship is in heaven, from which we also eagerly wait for the Saviour, the Lord Jesus Christ” (Philip. 3:20).
Amen.