Грех – Это Великое Бедствие для Человека / Sin Is the Greatest Misery of Man.

Грех – Это Великое Бедствие для Человека / Sin Is the Greatest Misery of Man.

                   

Отец Виктор Ильенко

Завершился годичный круг. Мы снова стоим у порога поста и взываем к Господу: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» Как чистоплотный человек каждый день умывается и время от времени принимает ванну, так человек, любящий чистоту души, каждый день в своих домашних молитвах просит у Бога прощения грехов и с радостью ждет поста, чтобы в таинстве покаяния и причащения очистить свою душу от всякой скверны и омыть ее кровию Христовой.

Скверна душевная, грехи – вот с чем мы так сжились, что почти не замечаем их, а если и видим, то относимся спокойно, примиряемся с ними, как, например, человек примиряется с легким недомоганием, или с хронической болезнью, с которой он пробовал по началу бороться, но видя безуспешность, бросил и решил терпеть. Вот так мы сживаемся с грехами и не ищем от них освободиться. Зная эту нашу немощь, это наше слабоволие в борьбе с грехами, Церковь приходит к нам на помощь: сейчас напоминает нам о покаянии, а когда придет пост, позовет нас на усиленную молитву, вложит в наши уста мольбу к Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

Многими поклонами Она постарается смирить нашу гордость, склонить нас к признанию нашей греховности, чтобы чрез это самое мы смогли получить прощение.

Но почему такая забота со стороны Церкви, почему столько времени (целых семь недель) посвящается на борьбу с грехом? Во-первых потому, что мы сами очень беззаботны в этом отношении: раз грех неизбежен, мы с ним и не боремся. Значит, нужно кому то другому побуждать нас к этой борьбе. И во-вторых, если бы грех был чем то маловажным, чем-то таким, от чего нет большой беды, то, конечно, Церковь и не назначала бы целых семь недель на борьбу с ним. Но в том то и дело, что грех есть великое бедствие для человека.

Не скажу вам сейчас ничего о том, что пути греха ведут на дно ада, что нераскаянные грешники Царства Божия не наследуют. Что от нас далеко, или кажется далеким, то нас мало интересует, тому мы не уделяем достаточно внимания. Но обращу все ваше внимание на сегодняшний результат греха, на то, чем грех скверен, отвратителен и гибелен в тот самый момент, когда он совершается.

Сказал человек неправду и думает, что так для него лучше, что ему это выгодно. Но как же он ошибается! Его обман скоро открывается, выходит наружу, и он, солгавший, низко падает в глазах того, кому он сказал неправду. Уважать человека, часто пользующегося ложью, никто не станет, а искренних, дружиелюбных, сердечных отношений на лжи построить просто невозможно. Если муж и жена начнут обманывать друг друга, пусть даже в пустяках, то в таком доме семейного счастья не ищите: ложь делает чужими и далекими самых близких и родных. Дети, когда говорят родителям неправду, теряют их любовь, делают их подозрительными, заставляют их прибегать к угрозам и наказаниям. В семье, где все должно быть овеяно любовью, миром и согласием, ложь рождает неприязнь, недоверие и отчужденность.

Итак, не надо ждать наказания за ложь на страшном суде: мы уже здесь себя наказываем.

Возьмем другой грех, очень распространенный среди нас: осуждение ближнего. Оттого, что мы осудим ближнего, нет ведь никакой выгоды, а неприятностей много. Откуда у нас вражды, ссоры, неприязни, зложелательства, обиды, непримиримость? Не от одного ли осуждения? Сказали про человека плохо, осудили его поведение, или какую-нибудь его фразу; уже к этому человеку с вашей стороны не может быть искреннего отношения. Раз вы осудили его, значит, уже поставили себя выше. А если ваше осуждение стало известно тому, про которого оно сказано, разве хорошия чувства оно вызовет? Вот так, не делами даже, а только словами осудительными мы разрушаем братолюбие, которое, по словам апостола, должно бы в нас пребывать постоянно (Евр.13:1).

Ни слова не скажу о пьянстве, о воровстве, о блудодеяниях, о жадности, о скупости, о лени, о грубости, о непослушании, о курении табаку и о многих других грехах и пороках, которыми оскверняются души и тела наши.

Поразмыслите вы сами о них, подумайте, сколько вреда они приносят нам и сколько радости и счастья прибавилось бы, если бы эти пороки были изгнаны из нашей жизни.

Время поста и дано нам для того, чтобы мы, покаявшись в содеянном, научились в эти дни жить по-новому, борясь с грехом и всячески усиливаясь насадить в своей душе и в жизни все хорошее и угодное Богу.

Аминь.


Отец Виктор Ильенко родился 10 ноября 1894 г. в селе Осиновка Приморской области в крестьянской семье. В 1916 г. окончил Иркутскую семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Воевал в Добровольческой армии. Покинул Россию в 1920 г. С 1921 по 1929 г. был псаломщиком и регентом сначала в Константинополе, а потом в Риме. Затем переехал на юг Франции. Священник (1929). Настоятельствовал в приходах в Тарасконе, в храме Воскресения Христова в Брюсселе (1946-1953) и в Голландии в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Протоиерей. Будучи в Брюсселе, издал 79 номеров “Приходского листка”. С 1953 по 1966 гг. был настоятелем Спасо-Преображенской церкви в Лос-Анжелесе (США). В 1966 г. переехал в Италию. Настоятель Свято-Николаевской церкви в Риме (1966-1984). Вышел за штат по старости и вернулся в США. Проживал в г. Лос-Анжелес (шт. Калифорния, США). Скончался 10 июня 1989 г. в Лос-Анжелесе.


By Father Victor Ilienko.

Brothers and sisters, the yearly cycle has been completed; we again stand on the threshold of Lent and appeal to the Lord: “The doors of repentance do Thou open to me, O Giver of life.”

As we wash ourselves every day, likewise every day we ask the Lord to cleanse our souls and forgive our sins. As one suffers having no opportunity to take a bath, likewise those who love purity of soul look forward to Great Lent, so that they may cleanse their souls in the mysteries of Confession and Communion and wash their souls of every impurity through the Blood of Christ.

 Impurity of soul is our sins; -we have become so used to them that we do not notice them. And if we do notice them, they leave us indifferent. We have reconciled ourselves with our sins, as one reconciles oneself with a chronic illness; the illness which one tried to cure in the past, but after some unsuccessful attempts, has given up, deciding to bear it patiently.

Thus, we get used to our sins and do not seek to get rid of them. Knowing this weakness of ours, the Church comes to our help and urges us to fervently pray to the Lord: “Have mercy on me o God, have mercy on me.” Through many prostrations and bows the Church wants to humble our arrogance, to incline us to the recognition of our sins, so that we may receive mercy from the Lord.

Why does the Church dedicate so much time, a full seven weeks, to the struggle with sin? -First, because we ourselves are quite careless in this regard: if sins are inevitable, we don’t fight them. Thus, it is necessary to encourage us to struggle. Second, it shows that sin is not a little thing; it is not something of little importance, otherwise the Church would not have set such a long period of time for labours of repentance. Indeed, sin is the greatest misery of man.

I will not say anything about the consequence of sin in eternity, that the way of sin leads to the bottom of hell; that unrepentant sinners will not inherit the Kingdom of Heaven. What is far away from us (or appears far away) is for us of little interest. I would like to stop your attention on the visible results of sin, which makes it ugly and detrimental.

A man has lied, and he thinks that it was good, that it was advantageous for him. But this is a great mistake. Soon his lie comes to light; and he falls low in the opinion of the person to whom he has lied. No one ever respects a liar. It is impossible to build sincere, friendly relations on the foundation of a lie.

If a husband and wife start lying to each other, let it be even in something insignificant, they will not make a happy marriage. A lie separates even those who are joined by love and friendship. When children lie to their parents, they lose their love. The parents become suspicious and start using threats and punishment towards their children.

In family life everything should be based on love, peace, and harmony, but lies bring to families: hostility, suspicions, and alienation. Thus, we already punish ourselves in this life before the Last Judgement.  

Let us take another sin, very common among us: judging our neighbours. We in no way benefit from judging others, but it can bring us much trouble. What is the source of hostility, quarrels, and bitterness among us? Does not judging others produce all these?

If we say something negative about a person behind his back, if we criticize his behaviour or his words, we are no longer able to have as sincere a disposition towards him as before. And if that person finds out that he has been judged, what kind of reaction may this bring? Will it cause good feelings in his heart?

Thus, we destroy brotherly love which should “always continue”, according to the Apostle (Hebr.13).

  I will not speak of drunkenness, stealing, fornication, greed, laziness, rudeness, disobedience, smoking and other vices. It is obvious for all that they defile our soul and body. Think for yourselves and realize how much harm they cause, and how much joy and happiness will come to our lives, if these vices may be excluded.

This is why the time of Lent is given us, that we, having repented in what we have done wrong, may learn to live a new life, struggling with sin and striving to plant in our life and soul all good and God-pleasing things.

Amen


Father Victor Ilienko was born November 10, 1894, in the village of Osinovka, Primorsky region, in a peasant family. In 1916 he graduated from Irkutsk Seminary and entered Moscow Theological Academy. He fought in the White Army. He left Russia in 1920. From 1921 to 1929 he was a reader and choir director first in Constantinople, and then in Rome. Then he moved to the south of France. He was ordained priest in 1929. He served in the parishes in Tarascon, in the Church of the Resurrection of Christ in Brussels (1946-1953) and in Holland in the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR). Archpriest. Being in Brussels, he published 79 issues of the Parish Leaflet. From 1953 to 1966 he was a rector of the Transfiguration Church in Los Angeles (USA). In 1966 he moved to Italy. Rector of St. Nicholas Church in Rome (1966-1984). Due to his old age, he retired and returned to the United States. Lived in Los Angeles (California, USA). He died June 10, 1989, in Los Angeles.

Грех – Это Великое Бедствие для Человека / Sin Is the Greatest Misery of Man.